Короли и капуста или будни анапских управляющих компаний…

Сегодня только ленивый не ворчит на работу своих управляющих компаний. Жилищников обвиняют и в завышении цен, и в непрофессионализме, и в равнодушии к своим обязанностям… Но в то же время редкие собственники готовы добиваться от УК скрупулезного исполнения ими своих прописанных в договоре управления многоквартирным домом (МКД) обязательств.

А ведь такой договор подробно прописывает не только права УК, но и то, что она обязана делать для жителей дома. И знать, например, за что и почему УК берет с вас плату – не прихоть, а право жильцов. Но пока грамотность населения растет, вряд ли найдется в Анапе хоть одна УК, к которой бы у жителей обслуживаемых домов не было претензий.

К счастью, у нас еще не доходило до самых кошмарных случаев: когда УК какое-то время собирает с жильцов деньги, а потом  руководство исчезает и организация объявляет себя банкротом.

Но все-же иной раз компания умудряется так испортить отношения с жителями дома, что те готовы распрощаться с ней на любых условиях.

Почему так происходит? Неужели люди, получающие за свой труд порой очень неплохую зарплату, так избаловались, что уже просто не хотят ничего делать, а только ждут повода найти новые причины сбора с жителей дополнительных платежей?  

Конечно, главных причин несколько. Первая — это, безусловно, недобросовестность управляющих компаний, которые с первого же дня своей работы  не ставят перед собой задачу оказывать услуги на должном уровне, что и вызывает претензии собственников МКД.

Есть и вторая причина, которая влияет на деятельность добросовестных управляющих компаний:  цены растут, а прибыль  хочется получать прежнюю. Получать премии, радовать показателями учредителей УК… Ведь главное противоречие, похоже, в том, что нас обслуживают УК, являющиеся коммерческими предприятиями, которые в первую очередь созданы для извлечения прибыли, а все остальное – вторично…

Не секрет, что многие квартиры в анапских многоэтажных домах вообще пустуют большинство месяцев в году. Хозяева в них появляются лишь в летний сезон. Но, сумев позволить себе второе жилье, которое используется как летняя дача, владельцы таких квартир без проблем изыскивают средства и на оплату квитанций за эту пустующую жилплощадь.

Для любой управляющей компании такие  собственники – как самый лучший подарок! Ведь они не приходят в УК со своими жалобами, не требуют чаще делать уборку в подъезде или менять лампочки… А вот платят они исправно и порой даже авансом! Просто сбывшаяся мечта управдома! Такая ситуация развращает, позволяет жить спокойно, без нервотрепки.

И в то же время такие «дачники» оказывают медвежью услугу своим соседям – например, в новостройках, где таких квартир больше половины, неравнодушные соседи не могут даже собрать легитимное общее собрание, чтобы принять нужное и выгодное для самих собственников решение. Ведь половины жильцов просто нет, они за тысячи километров и им, честно говоря, глубоко наплевать на заботы анапских жителей.

Еще одна серьезнейшая проблема в отношениях «собственник – обслуживающая организация» — тарифы управляющих компаний. Зачастую эти тарифы к рыночной экономике не имеют никакого отношения. УК начинает предлагать интересные собственникам условия только тогда, когда речь идет о расторжении договора и выборе другой обслуживающей компании.

Тогда собственники УК и управленцы начинают понимать, что лучше получить меньшую прибыль, но продолжать обслуживать дом. И здесь нужно понимать, что только при выборе управляющей компании на конкурсной основе тарифы могут быть ниже благодаря конкуренции.

Конечно, порой даже в одном подъезде анапской  многоэтажки  живут абсолютно разные по своему достатку люди. Кто-то готов отказаться от уборщиц в подъезде, будучи готов сам мыть полы, лишь бы снизить сумму к коммунальных квитанциях, а кто-то требует установки шлагбаумов, видеокамер и зеркал в подъездах, несмотря на то, что за это придется платить и платить…

Людям вообще нелегко договариваться: муж с женой часто ссорятся, а тут целый дом.  А на этих противоречиях часто и играют управляющие компании, умело под шумок обделывая свои делишки. Простой пример: если в доме установлен счетчик, то оплата за общедомовые нужды  должна производиться в соответствии с его показаниями. Если же нет, то оплата не должна превышать норматива, утвержденного в регионе.

Однако в Анапе были случаи, когда УК пользуются плохой информированностью жильцов.  Например, в некоторых случаях в оплату за тепло включаются помещения, которые не отапливаются. Бывает, что УК втихаря сдают помещения, входящие в состав общедомового имущества нелегально либо официально за копейки, кладя разницу в карман. А недавно случилось из ряда вон выходящее событие — возбудили уголовное дело в отношении УК ООО «Евразия-плюс». Сотрудников компании подозревают в том, что они просто…присваивали коммунальные платежи жильцов, вместо того, чтобы передавать их поставщику  за потребленные коммунальные ресурсы!

Как нам кажется, главная проблема в этой ситуации — отсутствие так называемого единого заказчика. Вот и получается, что как только нужно принять какое-то важное для всех жильцов решение, начинается настоящая вакханалия. У большинства ведь нет даже элементарных знаний о том, как управляется дом, что таят в себе договора с поставщикам услуг и подрядчиками, как можно избежать лишних расходов…

А те, кто это понимает, не могут пробить стену равнодушия, лени, трусливости большинства, не желающего «портить отношения» с сотрудниками управляющей компании, чему те только рады.

Еще бы, зачем им такие умные и дотошные жильцы? Ведь если такой «дорвется» до права контролировать работу «управляшки», в ней начнутся серьезные внутренние проблемы. Ведь грамотный потребитель разработает техническое задание и определит его стоимость на основе публичного конкурса для конкретного дома, с учетом пожеланий жильцов. И УК уже не сможет договариваться с подрядчиком на своих, порой просто невыгодных жильцам, условиях.

Есть  простое и, вроде бы, всем понятное правило: есть прописанные требования, есть ответственность, есть механизмы контроля. Но все это иной раз пробуксовывает изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год.  А противоречия все копятся и копятся.

Конечно, и Государственная жилищная инспекция, и прокуратура помогают анапчанам в самых вопиющих и громких случаях. Но ведь такие обращения должны стать единичными, а контроль за деятельностью компаний должен быть ежедневным с тем, чтобы не дать разрастись и укорениться  нарушениям. Проблема еще и в том, что сейчас создать управляющую компанию не стоит особых трудов.

Многие застройщики Анапы, чтобы минимизировать свои затраты по исправлению недостатков построенного и сданного дома в течение гарантийного срока, создают такие «ручные» компании. И при возникновении необходимости устранения тех или иных ляпов, допущенных при строительстве, благодаря такому хитрому ходу всегда есть возможность переложить финансовое бремя исправления этих ляпов с застройщика на самих же жильцов, уже оплативших свои квартиры, а теперь исправно оплачивающих квартплату.

И нельзя сказать, чтобы власти и различные контролирующие органы не интересовались этой темой. Интересуются, проверяют, наказывают… Вот только либо наказывают слабо, либо проверяют плохо, но поток жалоб жильцов не уменьшается. Хотя, не исключено, что если дотошно браться за рассмотрение каждой жалобы, то все анапские правоохранители, прокуроры и чиновники должны будут заниматься только этим. Что еще раз доказывает, что ситуация требует системного и добросовестного подхода.

 

В. РОЛДУГИН

Материал предоставлен газетой «ЧЕРНОМОРКА» Анапа.

 
По теме
В Сочи зарегистрировано уже полторы сотни управляющих компаний, которые должны бы добросовестно содержать общее имущество многоквартирных домов и грамотно управлять ими.
Респонденты поделились самыми часто встречающимися персонажами в своих командах Фото: Архив "КП" Любовь к деньгам и совместный отдых коллектива объединяет 42% опрошенных краснодарцев.
Алеся Духнай отчиталась о работе за пять лет - Газета Трибуна Алеся Духнай отчиталась о работе за пять лет Глава и председатель Совета Первореченского сельского поселения выступила с докладом перед депутатами и жителями села.
Газета Трибуна
Форум прошел с пользой - Газета Заря Кубани Сегодня программа Всекубанского форума приемных семей в Сочи была насыщенной.
Газета Заря Кубани
История моей семьи - Газета Трибуна История моей семьи В Год семьи, объявленный Владимиром Путиным, президентом России, еще раз осознаешь ценность сохранения исторической памяти о своих предках, родных и близких людях.
Газета Трибуна